Об утверждении плана мероприятий по
повышению качества и доступности предоставления муниципальных услуг/1/plan_povyshenija_kachestva_munc_uslug.doc Годовой план
социально-экономического развития муниципального района « Газимуро-Заводский район» на 2013 год/1/plan_na_2013_na_sessiju.doc Перечень основных мероприятий по реализации целей и
задач плана социально-экономического развития на 2013 год/2/perechen_osnovnykh_meroprijatij_na_2013_god_na_ses.docx Аренда помещения под магазин /2/arenda_pomeshhenija_pod_magazin.rar Аренда комплекса имущества/2/arenda_kompleksa_imushhestva.rar РАСПОРЯЖЕНИЕ
01 октября 2012 года № 480-р /1/480-r.doc Инвестиционный паспорт 2012 http://depositfiles.com/files/39pl2wzh4
Доклад на 2012 год /1/doklad_2012.rar
ВСЕМИРНАЯ ТОГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Часть I: хроника развития
Четыре месяца назад
Россия завершила переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации,
длившиеся в течение последних 18 лет. Ратификация протокола, подписанного в
декабре 2011 года, и окончательное вступление страны в ВТО должны произойти в
августе текущего года. Что ждет нашу страну после вступления в ВТО? Сторонники
этого процесса говорят о значительном усилении позиций России на мировом рынке
в среднесрочной перспективе, критики – о высоких рисках для экономики
страны.Разобраться в этом вопросе призван цикл статей, подготовленных
Минэкономразвития Забайкальского края.
Для начала немного истории.
Всемирная торговая организация
(ВТО; англ. World Trade
Organization (WTO), фр.
Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organizaci?n Mundial del
Comercio) - международная организация, созданная в 1995 году с целью
либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических
отношений государств-членов.ВТО является преемницей Генерального соглашения по
тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50
лет фактически выполнявшего функции международной организации. На сегодняшний
день 153 страны ратифицировали соглашения о вступлении в ВТО, на долю этих
государств в сумме приходится 97 % мирового торгового оборота, включая более
94% от объема торговли продовольственными товарами (в последние годы). Россия
вне всяких сомнений является самой крупной экономикой мира, не входившей в
состав ВТО. Ряд бывших республик СССР уже вошли в состав ВТО – это Украина,
Грузия, Армения, Кыргызская Республика, Латвия, Литва, Эстония, Молдова. В
качестве наблюдателей в ВТО присутствуют Казахстан, Беларусь и Азербайджан.Идея
создания международной организации, призванной регулировать международную
торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. Основными движущими
силами этой идеи стали США и Великобритания. Уже в октябре 1947 года было
подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое
первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках
новой международной торговой организации. Вследствие ряда политических причин
ГАТТ до 1994 года в урезанном от первоначально задуманного виде продолжало
действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать
международная торговая организация.Тем не менее ГАТТ оказалось достаточно
эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с
40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в
середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так
называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ
регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.Так
называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был
наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было
подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года.
Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет
не только регулироваться торговля товарами, но и в связи со все возрастающей
ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой
торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о
торговле услугами), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках
Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав
интеллектуальной собственности, регулирующее торговые вопросы прав на
результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью
правового фундамента ВТО.Сегодня основополагающими принципами и правилами
ГАТТ/ВТО являются:
- взаимное предоставление режима
наибольшего благоприятствования в торговле;
- взаимное предоставление
национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
- регулирование торговли
преимущественно тарифными методами;
- отказ от использования
количественных и иных ограничений;
- транспарентность (прозрачность
или открытость) торговой политики;
- разрешение торговых споров
путем консультаций и переговоров и др.
Общие преимущества от членства в
ВТО можно суммировать следующим образом:
1) получение более благоприятных
условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и
стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность
их внешнеэкономической политики;
2) устранение дискриминации в
торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему
защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
3) возможность реализации своих
текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного
участия в многосторонних торговых переговорах при выработке новых правил
международной торговли.
Все страны-члены ВТО принимают
обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов,
объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения". Таким
образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный
многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется
примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.
И вот после ратификации
российским парламентом документов о вступлении России в ВТО, которая
запланирована на 3 июля 2012 года, Россия должна будет принять на себя
обязательство по присоединению к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО,
включая приложенные к нему Многосторонние торговые соглашения.Одной из наиболее
ощутимых угроз для России является снижение защитных барьеров, ограничивающих
доступ иностранной продукции на внутрироссийский товарный рынок. Сегодня
тарифные барьеры в России остаются в 1,5-2 раза выше среднемировых. После
вступления в ВТО произойдет заметное снижение ввозных таможенных пошлин на 32
группы товаров. От 30% для мукомольной продукции до 61-66% для цветов и
фармацевтической продукции. Несмотря на то, что снижение пошлин будет растянуто
на несколько лет (5-7), из-за их снижения может пострадать ряд секторов
промышленности. По оценке экспертов, наиболее чувствительными к изменению
импортных пошлин являются рынки шин, легковых автомобилей, чая, кофе, косметики
(за исключением декоративной); в меньшей мере – одежды, полимерных пленок,
бытовой техники. Также попадают в зону риска сельское хозяйство и
сельскохозяйственное машиностроение.
В гораздо большей степени, чем в
обрабатывающей промышленности, ожидается усиление конкуренции на внутреннем
рынке услуг – информационно-коммуникационных и вспомогательных транспортных, а
также юридических, образовательных и туристских.Среди выигравших от вступления
России в ВТО находятся отечественные производители оборудования, руд и
продуктов неорганической химии. По данным товарным группам планируется
увеличение ввозных пошлин. Кроме того, после вступления в ВТО на отмену
экспортных пошлин могут рассчитывать российские производители несырьевых экспортных
товаров (например, производители никеля, меди, проката черных металлов), что
сделает доступ на зарубежные рынки более свободным.Среди тех, кто несомненно
выиграет от вступления в ВТО – это российское население. В течение нескольких
лет оно сможет увидеть постепенное снижение цен на ряд импортных товаров и их
российских аналогов. Наибольшее снижение ожидается на фармацевтическую
продукцию (лекарства); живые растения (цветы); рыбу и ракообразных; химическую
продукцию, клеи и ферменты; косметические средства; изделия полиграфической
промышленности.Однако лишь этим потенциальные риски и выгоды от присоединения
России к ВТО не исчерпываются. Более детально эти аспекты будут освещены в
следующих статьях.Российское сельское хозяйство в условиях ВТО: угрозы или
перспективы?
Российское сельское хозяйство в условиях ВТО: угрозы или перспективы?
Присоединение России к ВТО стало
причиной активных обсуждений возможных последствий как для отечественной
макроэкономики, так и для отдельного бизнеса. В дискуссию вступили политики,
экономисты, ученые, бизнесмены и просто неравнодушные граждане нашей страны.
Особую обеспокоенность в предстоящих переменах высказывают представители
сельскохозяйственного сектора. Это вызвано в первую очередь тем, что
присоединение России к ВТО повлечет за собой снижение средневзвешенной ставки
ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию с 15,178% до
11,275%., тем самым ослабляя и без того недостаточно устойчивое отечественное
сельское хозяйство. По отдельным
товарным суб-позициям снижение произойдет на 10-15 процентных пунктов. К
примеру, пошлины на ввоз молочных продуктов будут снижены на 5%, на сахар на
8,2%, на фрукты (яблоки, груши) – на 5%. Такие изменения могут привести к
неконкурентоспособности товаров отечественного агросектора и поставят
предприятия на грань выживания. Так как же все-таки изменится уровень тарифной
защиты на отечественную сельхозпродукцию в условиях ВТО? Особенности
регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения
мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе определяет
Соглашение по сельскому хозяйству. Оно стало итогом сложнейшего переговорного
процесса, в ходе которого согласовывались 2 основных вопроса:
максимальный уровень экспортных
субсидий, которые после присоединения Россия сможет предоставлять для поддержки
своего сельскохозяйственного экспорта;максимальный объем государственной
поддержки (субсидий), которую Российская Федерация сможет предоставлять
аграриям после её присоединения к ВТО.В итоге возможность экспортного
субсидирования отрасли в пакете Соглашений по присоединению к ВТО не была
предусмотрена. Однако, справедливости ради необходимо отметить, что такого вида
поддержки, как предоставление субсидий экспортерам сельскохозяйственной продукции,
в нашей стране на сегодняшний день не существует.Что касается второго
принципиального вопроса, то здесь необходимо дать ряд пояснений. Внутренняя
поддержка в рамках ВТО разделяется на три типа, получивших название «корзин» (в
соответствии со степенью искажающего воздействия на торговлю, то есть степени
влияния на себестоимость и цену реализации продукции): «зеленую», «голубую» и
«янтарную». В «зеленую» корзину входят меры поддержки, не оказывающие
искажающее воздействие на торговлю, в частности: совершенствование
инфраструктуры, научные исследования, подготовка кадров, маркетинг и
продвижение на рынок, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, программы
помощи отдельным отнесенным к неблагоприятным для сельского хозяйства регионам,
внутренняя продовольственная помощь, программы страхования урожая, содействие
структурным изменениям. Меры «зеленой» корзины могут применяться без
ограничений – чем, в свою очередь активно пользуются развитые страны. В ЕС и
США объем поддержки отрасли в рамках мер «зеленой» корзины составляет до 90% от
общего объема внутренней поддержки отрасли.«Голубая» корзина включает в себя
меры, направленные на ограничение производства сельскохозяйственной продукции.
В данном случае имеются в виду прямые платежи производителям в рамках программ
ограничения и сокращения производства сельскохозяйственных продуктов.
Мероприятия таких программ предполагают выведение земли из
сельскохозяйственного оборота, сокращение поголовья скота в сельском хозяйстве,
сокращение занятости в сельском хозяйстве. Платежи производятся по отдельным
сельскохозяйственным угодьям. Эти меры не подпадают под ограничения в рамках
обязательств стран-членов ВТО по сокращению внутренней поддержки. Наименее
активно данным механизмом пользуются страны ЕС, Япония, Швейцария, Норвегия. К
примеру, ЕС предоставляет поддержку на программы погектарных компенсационных
платежей фермерам и производителям масличных
и зерновых культур. По данным Секретариата ВТО суммарные фактические
субсидии в рамках «голубой» корзины составляют порядка 5 млрд. евро. И, наконец, меры «янтарной» корзины оказывают
искажающее воздействие на торговлю. По правилам ВТО, субсидии, оказывающие искажающее воздействие
на торговлю продукцией сельского хозяйства, подлежат сокращению. К «янтарной»
корзине относятся, в частности: ценовая поддержка, субсидирование процентных
ставок по кредитам, льготы на транспортировку и списание долгов, компенсация
затрат на ГСМ и электричество. Обязательства по объемам «янтарной» корзины
фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки (далее -
АМП).Согласованные с членами ВТО обязательства России по АМП в 2012 году
составляют 9 млрд. долларов США, а к 2018 году они должны постепенно
сократиться до 4,4 млрд. долларов. По данным Секретариата ВТО, по уровню согласованных
АМП Россия занимает 5 место, уступая лишь таким ведущим производителям
сельскохозяйственной продукции как ЕС, Япония, США и Мексика. Результат, согласованный с ВТО российской
делегацией переговорщиков, заслуживает положительной оценки. Более того,
согласованный уровень АМП не играет ключевой роли в субсидировании сельского
хозяйства перечисленных зарубежных стран и не используется даже наполовину.
Основные суммы вкладываются в сельскохозяйственную отрасль в рамках мер
«зеленой» корзины. Что означают для России согласованные размеры АМП? В 2011
году на поддержку сельского хозяйства в рамках «янтарной» корзины в России
выделено 4,4 млрд. долларов (для удобства сравнения размер господдержки
переведен в валюту Соглашений ВТО). По
информации Министра сельского хозяйства РФ Елены Скрынник, в 2012 году
запланированный размер государственной поддержки АПК составит 5,6 млрд.
долларов США. При этом 2/3 финансирования будут направлены на цели
государственной поддержки сельскохозяйственного производства и социального
развития села.Однако, анализируя опыт других стран-членов ВТО, в настоящее
время основной задачей российского Правительства является структурирование мер
внутренней поддержки, оказывающих искажающее воздействие на торговлю
сельскохозяйственной продукцией. Приоритетным, безусловно, является сокращение
мер поддержки «янтарной» корзины на фоне постоянного увеличения мер «зеленой»
корзины. Оперативное освоение инструментария «зеленой» корзины во многом может
явиться ключом к успеху отрасли на внешнем и внутреннем рынке.
На сегодняшний день Министерством
сельского хозяйства РФ совместно с отраслевыми союзами и экспертами
агропродовольственного рынка разработан комплекс дополнительных мер, которые
необходимо реализовать для постепенной адаптации российского сельского
хозяйства к условиям ВТО. В частности, подготовлены предложения по пролонгации
действия ряда налоговых льгот для сельхозпроизводителей. Планируется продление
льготы по налогу на прибыль, а также льготы по освобождению сельхозтоваропроизводителей
от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени до 2020 года. Будет
усилено таможенное администрирование ввоза сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, предлагается внести изменения в Закон «О сельском хозяйстве» с
целью определения критериев неблагоприятных регионов для ведения сельского
хозяйства. Поддержка таких регионов будет относиться к «зеленой» корзине, а это
означает, что выплаты сельхозпроизводителям не будут подлежать ограничениям.
Это особенно важно для Забайкальского края, который считается не самым
благоприятным регионом для сельского хозяйства. При реализации этих мероприятий
позитивная динамика в отрасли будет сохранена, а ВТО станет дополнительным
импульсом для прихода в отечественное сельское хозяйство новых стратегических
инвесторов и наращивания объемов экспорта отечественной сельхозпродукции.Вместе
с тем, отечественным сельскохозяйственным производителям не стоит рассчитывать
исключительно на финансовую поддержку из бюджета. Ведь правилами ВТО предусмотрена
возможность использования современных инструментов защиты отечественного рынка
от неблагоприятного воздействия зарубежной конкуренции: это антидемпинговые,
специальные защитные и компенсационные меры. По информации Секретариата ВТО в
1995-2010 гг. были введены в действие 2543 антидемпинговые меры (в том числе в
сельском хозяйстве – 97 мер), 101 специальная защитная мера (в том числе в
сельском хозяйстве – 32 меры) и 164 компенсационные меры (в том числе в
сельском хозяйстве -31 мера). Эти данные свидетельствуют о том, что
рассматриваемые меры являются востребованным механизмом защиты внутреннего
рынка странами-членами ВТО от недобросовестной конкуренции. Что касается защиты отдельных групп
производителей сельхозпродукции, то здесь ситуация следующая. Наибольшие
опасения слышаться со стороны руководителей предприятий свиноводства и
птицеводства. Так, предполагается, что пошлины на импорт свинины в рамках квот снизятся с сегодняшних
15% до 0%. Сверх квот пошлины опустят с 75% до 65%. Есть мнения, что это станет
серьезным ударом для свиноводческих хозяйств, так как по отдельным расчетам при
условии сохранения нынешних принципов хозяйствования и ценообразования, доля
импортной свинины может возрасти с нынешних 25% до 35-45%. Что касается
птицеводства, то здесь пошлины на квотируемый ввоз не изменятся, а пошлины на
ввоз мяса птицы свыше квоты снизится с 95% до 80%. Однако это в любом случае
повлияет на усиление конкуренции среди отечественных и зарубежных
производителей мяса птицы. Возможное снижение объемов производства свинины и
курятины, безусловно, скажется на
производителях зерна. Ведь именно на эти сельхозпредприятия приходится львиная
доля потребления фуражного зерна.Вместе с тем, необходимо отметить, что на
сегодняшний день свиноводство и птицеводство – это наиболее рентабельные и
низкорисковые отрасли производства. Анализ деятельности ряда крупных свиноферм
и птицеводческих хозяйств показал, что резервы снижения издержек существуют.
Отчасти процесс вступления России в ВТО может стать катализатором модернизационных
процессов в этих отраслях, вынуждая менеджмент предприятий внедрять новые
технологии в производственный процесс, увеличивать производительность труда и
эффективность управленческих процессов.
Что касается малых форм
хозяйствования на селе, то Министерство сельского хозяйства России планирует
развернуть ряд мероприятий по их поддержке. В частности, они получат льготные
кредиты, льготы на покупку удобрений и семян, а также гранты.Минсельхоз России
также увеличил финансирование семейных молочных и мясных ферм, а также
овощеводческих хозяйств. В 2012 году на их развитие в федеральном бюджете
заложено 1,5 млрд. рублей. Дополнительные субсидии в 2012 году от государства
получат компании, занимающиеся переработкой мяса свиней и КРС. Деньги пойдут на модернизацию производства, чтобы сделать
продукцию отечественных компаний более конкурентоспособной. Предполагается, что
ежегодно на модернизацию таких компаний будут направляться по 6 млрд. рублей. В
2012 году эти формы государственной поддержки появились и в Забайкальском
крае. Как видим, паниковать по поводу
краха русской деревни и утраты продовольственной безопасности рано. Кроме того,
учитывая, что мировой сектор АПК переживает период стабильно растущего спроса,
роста инвестиций – направленный на хеджирование (снижение) как рисков дефицита
ресурсов, так и рисков, связанных с избытком денежного предложения на рынке –
открытие границ для российского АПК является в данном случае инструментом
привлечения инвестиций, технологий и фактором расширения рынков сбыта
продукции.
|